КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
73-летняя женщина. Высыпания на туловище, которые оказались не обычным дерматозом
Пациентка 73 лет с ревматоидным артритом обратилась с 10-месячным анамнезом кожных высыпаний.
На верхней части спины определялись кольцевидные и полициклические эритематозные элементы, формировавшие характерную картину.
На первый взгляд дифференциальный ряд мог включать несколько воспалительных дерматозов.
Но ключом к диагнозу оказался лекарственный анамнез.
Пациентка в течение 10 месяцев принимала пантопразол.
🔬 После проведения диагностического обследования был установлен диагноз:
лекарственно-индуцированная подострая кожная красная волчанка (DI-SCLE).
🔎 Почему этот случай интересен?
Ингибиторы протонной помпы — препараты, которые используются чрезвычайно широко, поэтому связь хронических кожных высыпаний с лекарственной терапией легко не заметить.
Особенно важный момент для дерматолога — подробный лекарственный анамнез при появлении нового или необычного фоточувствительного/кольцевидного дерматоза у взрослого пациента.
В данном случае именно временная связь с терапией помогла выйти за пределы первоначального дифференциального поиска.
📸 На фотографиях в оригинальной публикации — характерные полициклические поражения кожи верхней части спины.
💡 Для обсуждения с коллегами
Как часто при SCLE вы отдельно анализируете:
• ингибиторы протонной помпы;
• антигипертензивные препараты;
• другие потенциально триггерные лекарства;
• временную связь между началом терапии и появлением высыпаний?
И главный вопрос:
если у пациента появляется новый кольцевидный дерматоз после начала длительной лекарственной терапии — насколько глубоко вы пересматриваете лекарственный анамнез?
Кейс опубликован 15 августа 2026 года в New England Journal of Medicine, и в оригинале есть клиническое изображение поражений