Не всё так безопасно: у распространённого лекарства от гипертонии нашли серьёзный побочный эффект
Широко назначаемый препарат для лечения артериального давления может нести неожиданный риск при приеме в высоких дозах. Исследователи обнаружили, что у людей, принимающих высокие дозы нифедипина, вероятность внезапной остановки сердца была выше, в то время как у аналогичного препарата такой связи не наблюдалось.
Нифедипин и амлодипин относятся к классу лекарственных средств, называемых блокаторами кальциевых каналов. Они расслабляют кровеносные сосуды и используются для лечения гипертонии и некоторых форм боли в груди.
Внезапная остановка сердца происходит, когда сердце внезапно перестает эффективно перекачивать кровь, обычно из-за серьезного нарушения электрофизиологической проводимости. Она отличается от инфаркта, при котором происходит блокировка кровотока к части сердца.
Исследовательская группа сравнила 2 503 человека, перенесших внезапную остановку сердца в Нидерландах, с более чем 10 000 человек, у которых этого не произошло. Они также проанализировали независимый датский набор данных, включающий более 8 000 случаев заболевания и 40 000 человек из контрольной группы.
В обеих группах прием нифедипина в дозе 60 миллиграммов в день был связан с более высокой вероятностью внезапной остановки сердца. У людей, принимавших амлодипин, исследователи не наблюдали сопоставимого увеличения риска.
Это различие привлекло внимание, поскольку оба препарата действуют по схожему механизму и применяются уже много лет. Исследователи хотели выяснить, может ли один из них влиять на электрическую активность сердца иначе, чем другой.
Тем не менее, наличие связи в медицинских записях не позволяет утверждать, что именно нифедипин вызвал остановки сердца. У людей, которым назначались разные препараты или дозы, также могли различаться сопутствующие сердечные заболевания и другие факторы риска.
Внезапную остановку сердца сложно изучать, поскольку она часто происходит без предупреждения и может привести к летальному исходу до того, как удастся собрать подробную клиническую информацию. Сравнение крупных национальных наборов данных может помочь выявить признаки, которые упускаются в более мелких исследованиях.
Полученные результаты поднимают вопрос о дозировке и выборе лекарственного средства, но они не означают, что нифедипин небезопасен для всех пациентов. Само по себе неконтролируемое повышение артериального давления увеличивает риск развития серьезных сердечно-сосудистых заболеваний.
Кажущаяся безопасность лекарственного средства может также зависеть от принимаемой дозы. В центре внимания исследования находились высокие дозы Нифедипина, а не все случаи его назначения. Чтобы понять полученные результаты, исследователям необходимо будет сравнить эквивалентные дозы, учесть другие лекарственные средства, принимаемые пациентами и проверить, можно ли экспериментально воспроизвести какой-либо электрофизиологический эффект.
Общий вывод заключается в том, что даже хорошо известные лекарственные средства могут нести в себе необычные риски, которые становятся очевидными только после изучения исследователями очень больших групп пациентов.
Статья представлена исключительно для ознакомления и не является советом по применению.
Просмотры: 2